Финансовый директор Хлебообъединение "Восход".
Чернышева Елена Александровна. 25 Ноября 2025 г.

Новый «клей» для бизнеса

Excel является критически важным, хотя и неудобным, инструментом,
который компенсирует недостатки корпоративных учетных систем (в
т.ч. 1С). Эти системы генерируют избыточные данные, а Excel служит
универсальным «клеем» для их консолидации и анализа.

Лучший способ понять его незаменимость – гипотетически его
исключить из процесса. Это моментально обнажает неэффективность
архитектуры данных на предприятиях и приводит к «информационному
параличу».

В то же время на малых предприятиях этот «клей» может в принципе
отсутствовать по причине нехватки или невозможности привлечения
специалистов. Тогда задачи анализа данных «повисают в воздухе».
Роль Excel в бизнес-процессах и проблемы его
замены

Excel — практически единственный инструмент интеграции.
В обычных условиях разнородные данные из разных учетных систем могут
быть соединены следующими способами:

1. Создание технических решений в самих учетных системах – системы
отчетности, аналитических расчетов, регистров соответствия аналитик
и пр.
2. Создание BI-систем.
3. Использование Excel.
На предприятиях среднего размера изъятие Excel из рабочей практики
парализовало бы многие процессы, так как адекватной замены ему в обозримой перспективе нет.

Существующие системы управления базами данных (СУБД) и подобные
решения (1С) пока не могут полноценно вытеснить Excel в силу низкой
адаптивной способности.
Создание BI систем для анализа данных – процесс сложный,
трудоемкий и связанный со следующими проблемами.
Проблема 1: для работы BI систем нужна унификация
данных: Создание эффективных систем для работы с Big Data упирается
в необходимость унификации и стандартизации исходных данных
(например, справочников 1С и «живых» документов, терминов,
наименований, используемых в обычной деловой практике), и, в
особенности, - данных о различных процессах между собой. Аналитика
продаж будет не соответствовать аналитике производства, аналитике
рецептур, всё будет называться по-разному и между собой связываться по
принципу многие-ко-многим. И где-то «за горизонтом» будут прятаться
«продукция» и «рецептура», существующие в голове живых людей –
директора и технолога - 1С построена таким образом, что реальные
объекты с данными о них могут вообще «не встречаться».

Проблема 2: трудоемкость реализации: Унификация справочников
— это самая трудоемкая задача любого внедрения. Избавление от
рутины по их ведению было бы большим преимуществом, но достичь ее
невозможно.

Проблема 3: Избыточная аналитика как следствие
несовершенства систем. Для реального анализа деятельности
предприятия не требуется огромное количество аналитик. Фактически
используемый справочник номенклатуры может быть в разы меньше,
чем тот, что хранится в 1С.
Основные причины несоответствия можно разделить на внутренние и
внешние.

Внутренние причины: Множество аналитических разрезов часто
связано не с реальными потребностями бизнеса, а с внутренними
требованиями учетных систем (например, 1С).

Внешние причины: "Разрастание" справочников, например,
номенклатуры (СКЮ) в базах данных может являться следствием работы с разными клиентами, каждый из которых диктует свои
ассортиментные перечни, форматы обработки, формы документов.

Практические ограничения Excel

Кадровый вопрос: Высокий уровень владения Excel — признак
квалифицированного специалиста. На малых предприятиях таких
кадров может не быть, и поэтому данный функционал «провисает».

Неидеальный инструмент: При всей своей незаменимости, Excel не
является удобным и оптимальным инструментом для таких сложных
задач консолидации и анализа, как минимум, потому что не работает
онлайн, а требует регулярной работы по «выгрузке», «сведению» и
верификации данных.

CFOLM позволяет решать одну задачу один раз.

В отличие от отчетов 1С и аналитических справок в Excel, решение
одной задачи в CFOLM происходит за один раз.

Администратор настраивает автоматическую выгрузку из учетных
систем и ее интерпретацию ИИ-ассистентом, и далее любое
заинтересованное лицо может запрашивать информацию по заданной
теме за любой период обычным текстовым и даже голосовым
запросом – человеческим языком.

Пользователь может и не знать, что исходные данные имеют
разный формат или разную аналитику. Это не мешает работе
системы, т.к она работает с данными на основе их смысла.
Повторное обращение к администратору, который разбирается в
процессах и данных, необходимо только при появлении нового запроса
– интеграции в CFOLM нового бизнес-процесса или критических
изменениях в его логике.
25 Ноября 2025.
Чернышева Елена Александровна / Финансовый директор Хлебообъединение "Восход".
Оставить заявку на демоверсию
Узнайте больше о возможностях сервиса CFOLM и его применении в вашей ситуации